Владимир Дадали - Доктор химических наук, заведующий кафедрой биологической химии Санкт- Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, член общества нутрициологии США, академик Балтийской Педагогической Академии, член комиссии по биохимии и физиологии питания Института питания Академии Медицинских наук России.
За последние десятилетия разработка, производство и медицинское применение биологически активных добавок (БАД) превратилось в стремительно развивающуюся область, составляя конкуренцию фармацевтической промышленности. В ряде стран, например, в Японии, использование БАД стало образом жизни значительной части населения. К сожалению, так происходит далеко не везде. В частности, в России биологически активные добавки к пище принимает лишь 1% населения. А подавляющее большинство врачей, не имея сколь-нибудь ясных понятий о добавках и будучи в плену традиционных представлений, не используют их в своей практике, а чаще банально отрицают. Еще хуже, когда, будучи «новичком от медицины», такой начальник запрещает их использовать другим врачам под угрозой наказания.
Такое немотивированное негативное отношение к биологически активным добавкам, а по сути, к природным биологически активным веществам и их комплексам, обусловлено тем, что программа вузовского образования практически не дает никакой подготовки в этой области. Отношение, которое со студенческих лет формируется к лекарственным препаратам, не формируется к БАД. Поэтому в сознании врача прочно закрепляется абсолютный приоритет лекарственных средств и в лучшем случае снисходительное отношение к добавкам. Такая позиция является отражением представления, что медицина всегда имеет дело с патологией, болезнью, больным человеком (что в ряде случаев де5йствительно так, например, в хирургии или травматологии), а здоровый человек в ее услугах не нуждается. В то же время постоянно декларируется именно практический подход. Действительно, в первом случае лекарственные средства как факторы быстрого действия необходимы и даже незаменимы, хотя это абсолютно не исключает рационального применения соответствующих БАД как вспомогательных средств.
Тем не менее не следует забывать, что синтетические лекарственные и сильнодействующие природные медикаменты воспринимаются организмом как чужеродные факторы (ксенобиотики) и подвергаются превращениям, требующих больших затрат энергии и важных для самого организма веществ для их последующего выведения. Более того, синтетические препараты практически всегда обладают побочными действиями. И как это ни парадоксально звучит, смертность от лекарственных препаратов, прошедших все необходимые испытания и экспертизы, занимает пятое место (после сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии, травм, бронхолегочной патологии) в мире.
Показательно, что в случае наиболее распространенной в развитых странах сердечно-сосудистой патологии арсенал лекарственных средств непрерывно увеличивается (бета-адреноблокаторы избирательного действия, блокаторы кальциевых каналов, ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента и т.д.), а смертность не уменьшается. Недаром сердечно-сосудистая хирургия все больше и больше заменяет собой терапию. Дело в том, что одной из важнейших причин как сердечно-сосудистых, так и других распространенных заболеваний, включая рак, стало изменение режима питания и дефицит большинства биологически активных компонентов пищи. Иначе быть не могло, ведь за несколько десятилетий был нарушен складывавшийся веками традиционный рацион, содержавший сотни различных веществ, необходимых для жизнедеятельности человеческого организма.
К сожалению, подавляющее большинство врачей не задают своим пациентам, казалось бы, совершенно естественный вопрос: принимают ли они витамины и минералы, не говоря уже о других микронутриентах. Считается, что дело врача назначить лекарство, а все остальное больной получает из пищи. А как обстоит дело с современными продуктами питания, мы уже писали.
Сложилась парадоксальная ситуация: человек вынужден синтезировать все новые и новые лекарства только для того, чтобы справиться с последствиями дефицита важнейших биологически активных веществ, недостающих или вообще отсутствующих в пище, причем далеко не всегда успешно и нередко ценой тяжелых побочных эффектов!
Какие же биологически активные вещества носятся к тем незаменимым микрокомпонентам пищи, значимость которых в питании и поддержании нормального состояния здоровья не вызывает сомнений?
Эти данные мы публикуем в виде таблицы. Они важны для дальнейшего понимания состава и характера действия биологически активных добавок. В таблицу не включены витамины (более полутора десятков) и минералы (более 25). О них подробный разговор будет в следующих публикациях. Мы приводим для первичного знакомства не менее важные, но менее известные микронутриенты, некоторые их источники и отдельные данные об их лечебно-профилактическом действии. См. таблицу.
Это далеко не все классы и стороны лечебно-профилактического действия активных веществ пищи и биологически активных добавок. Даже в таком не совсем полном виде приведенная таблица дает четкие представления о важности микронутриентов в поддержании нормальной жизнедеятельности. Если представить себе, что пища лишена этих и других компонентов, не приведенных в таблице (а многие технологически переработанные продукты приближаются к этому состоянию), сколько различных заболеваний может рано или поздно за этим последовать! В качестве иллюстрации достаточно привести данные о смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в зависимости от суточного потребления биофлавоноидов по нескольким странам Европы и США. Те страны, где потребление этих веществ составляет 80-100 мг/сутки (Франция, Испания, Греция) имеют эти печальные показатели в три раза ниже, чем страны, где эта доза составляет 8-12 мг (США, Швеция, Россия). Постоянный стресс нашей жизни, курение, сидячий образ жизни, загрязнение окружающей среды, неправильное питание существенно повышают потребность в микронутриентах, не только рассматриваемых в таблице, но и других, не менее важных.
Информация взята из портала: http://www.pro-zdorovie.ru/
Центр "Путь к здоровью"